О нынешнем фестивале

О нынешнем фестивале

На будущий год Володину будет 100 лет. И в афише, наверное, будут только его пьесы. А нынешний фестиваль носит название «Время Володина».

Время Володина — длинное время: обещавшие что-то 1960-е, безнадежные 1970-е, перестроечные 1990-е — это все время Володина. Долгое, драматическое время. Его-то мы и решили отразить в афише.

За 60-е ответит «Плешивый амур» Евгения Попова/Генриетты Яновской, спектакль Московского ТЮЗа. Спектакль, погружающий в жизнь одного двора и его обыкновенных жителей. Затрапезная жизнь и ее драмы — это время Володина и его мир. О спектакле можно прочесть здесь http://ptj.spb.ru/blog/geran-naavanscene/ и здесь http://ptj.spb.ru/archive/84/process-84/neproshedshee-vremya/.

За 70-е отвечает «День рождения Смирновой» Людмилы Петрушевской/Саши Толстошевой того же МТЮЗа — легендарная пьеса советского «застоя». В недавней премьере, по признанию критики, «зрители, независимо от возраста, пола и социального статуса, смахивают скупые слезы». «ПТЖ» писал о спектакле: http://ptj.spb.ru/spectacle/msk-tuz-den-rozhdenia-smirnovoy/

Из тех же 70-х и «Старший сын» Александра Вампилова/Дениса Бокурадзе (московский театр на Таганке). Лирический, мягкий спектакль про нежных людей. Рецензия на него так и называлась: «Мягкие люди»: http://ptj.spb.ru/blog/myagkie-lyudi/

80-90-е — это «Сергеев и городок» Олега Зайончковского/Светланы Земляковой из Вахтанговского театра (приходите в театр на Литейном). Поставленный по прозе писателя-«букеровца», спектакль напоминает и володинского «Графомана», и вампиловскую «Утиную охоту», а еще отсвечивает «Географ глобус пропил» Иванова. Наверное, он пересекается с чем-то еще, где есть про потерянность и захолустье. И это тоже время Володина. О спектакле можно прочесть здесь : http://ptj.spb.ru/blog/gorodok-nash-nichego-naselene-takovo/

«НЕтрезвая жизнь» (ее будут играть в арт-подвале «Бродячая собака») — концерт-спектакль, собравший выпить и спеть выдающихся литературных пьяниц Веничку Ерофеева, Довлатова, Шпаликова и Володина (сочинил спектакль Дмитрий Егоров, а исполняют актеры новосибирского «Красного факела»), а также «Хочу в Париж» Вячеслава Зайчикова из Нижневартовска. Этот спектакль уже был на фестивале, но по просьбам зрителей история приезжает снова. Ее герой — простой советский парень, увидевший в детстве фильм «Три мушкетера» и заболевший «другой жизнью», свободой и ее родиной Францией… Читайте о спектакле здесь http://ptj.spb.ru/blog/xochu-vparizh-gorodskogo-teatra-nizhnevartovska-nafestivale-pyat-vecherov/, http://ptj.spb.ru/blog/parizh-kotorogo-net/ и здесь http://ptj.spb.ru/blog/vpered-vsssr/

И три спектакля афиши дадут нам самого Володина.

«Осенний марафон» поставила в Воронежском Камерном театре молодой режиссер Марфа Горвиц, воспринимающая советское время как парад картонных кукол. Есть ли, с ее точки зрения, драма у легендарного Бузыкина?.. Посмотрим.

Ну, и «две вишенки на торте». «Пять вечеров» из Китая и Абхазии… Нанкинский драмтеатр сыграет спектакль, поставленный русским режиссером Леонидом Алимовым, но для Китая Володин — не посторонний, к тому же у них до сих пор советская власть… А спектакль Абхазского театра «Пять вечеров» поставил молодой режиссер Антон Киселиус, и главное здесь то, что его играют люди, не понаслышке знающие, что такое — недавняя война.

Когда земля беременна враньем,

когда я вру, ты врешь, он врет, мы врем,

вранью не правда противостоит,

а та же ложь, переменивши вид… — писал Володин.

Строки эти, увы, не устаревают. И спектакли, попавшие в афишу, стараются не врать о времени и о себе, и володинская тема обыкновенного человека в обыкновенной жизни проходит сквозь время и тексты разных писателей, режиссеров и даже театры разных стран.